Навигация сайта
Реклама:
|
|
Достать угрозу с морского дна |
Остаточная минная опасность до сих пор является серьезным ограничением для нормального развития и работы портов в Азово-Черноморском бассейне. Военно-морской флот России регулярно спасает крупный бизнес и население прибрежных городов и поселков от грозных приветов из прошлого - морских мин и других боеприпасов времен Великой Отечественной войны, лежащих на дне моря.
Проблема, видимо, стала настолько серьезной, что о ней с трибуны Морской коллегии, прошедшей недавно в Новороссийске, во всеуслышание заговорил Главком ВМФ Владимир Масорин. Он сообщил, что за последние семь лет в акватории морских портов Новороссийска, Тамани, Туапсе и Геленджика обнаружено и уничтожено 14 морских якорных мин и большое количество других взрывоопасных предметов. Новороссийцы за последние три месяца стали свидетелями того, как несколько крупных партий этих «других взрывоопасных предметов» водолазы-минеры Новороссийской военно-морской базы уничтожали в акватории бухты, прямо там, где десятилетиями купались люди. А весной были обезврежены авиабомба, лежавшая на глубине 21 метр в районе трубопровода КТК, и три магнитно-контактные немецкие якорные мины в Темрюкском порту.
- Когда мы обезвреживали мину в районе Южной Озереевки, то КТК на сутки прекратил прокачку нефти по трубопроводу, - рассказал командир НВМБ Сергей Меняйло. - Это серьезные финансовые потери, однако бизнес понимает всю опасность, которую несут взрывоопасные предметы, лежащие на морском дне, и идет на издержки. Ликвидация остаточной минной опасности – это сегодня одна из наших главных задач. Мы теперь не только обезвреживаем уже найденное, но и ведем самостоятельный поиск мин, авиабомб, снарядов. Чтобы эта трудная и объемная работа была более результативной, пытаемся найти карты морских минных полей времен Великой Отечественной войны, судов, перевозивших боеприпасы и затопленных в тот период.
О том, что в нашем регионе эхо войны дает о себе знать, военные моряки открыто заговорили два года назад. Военные минеры НВМБ исходили из того, что в ходе активных оборонительных и наступательных боев в районе Керченского пролива и Таманского полуострова и непосредственно у мыса Железный Рог флоты Германии, Румынии и СССР выставили более тысячи морских мин. Поэтому там противоминные действия проводились силами ЧФ в течение всего послевоенного периода.
- Ранее считалось, что наиболее уязвимым элементом морских мин, особенно донных, являются источники питания (аккумуляторные батареи), которые ввиду их саморазряда в основном потеряли работоспособность к 60-м годам XX века, - рассказывал мне пару лет назад капитан II ранга Петр Пименов, занимавший тогда должность руководителя минно-торпедного отделения НВМБ. - Однако случай, произошедший в феврале 2004 года в Севастополе, заставил взглянуть на эти вопросы по-другому. Сборщики металлолома вытащили со дна Камышовой бухты морскую донную немецкую мину LBM. При попытке вскрыть горловину приборного отсека произошел взрыв специальной «ловушки», что привело к гибели трех человек. Такими «ловушками» оснащались все неконтактные немецкие мины с целью недопущения их разборки и выявления характеристик неконтактного взрывателя. При этом взорвался только небольшой заряд (около 100 г), предназначенный для разрушения приборной камеры, основной заряд мины (около 700 кг взрывчатого вещества) по счастливому стечению обстоятельств не сдетонировал. После срабатывания «ловушки» и разрушения аккумуляторов отдельные элементы батарей показывали напряжение 0,5-0,7 вольта даже при повреждении корпуса элементов питания. Все это свидетельствует о высокой степени «живучести» всех приборов и систем минного оружия, включая взрыватели и источники питания. Менее уязвимым к воздействию неблагоприятных факторов является взрывчатое вещество, способность к детонации которого составляет от 70 до 100 лет в сухом виде (без проникновения воды). Указанный срок носит ориентировочный характер, но практика рекомендует считать все заряды исправными – как показывает практика ликвидации мин, в большинстве случаев взрывчатое вещество сдетонировало. Сроки службы корпусов мин, обусловленные их коррозией, составляют для якорных и тонкостенных мин - 60-85 лет, для донных и толстостенных мин - 105-140 лет. Поэтому мины, утратившие свою боеспособность из-за саморазряда источников питания, но сохранившие к настоящему времени целостность корпусов, могут быть отнесены к категории донных взрывоопасных предметов потенциально большой мощности взрыва.
По мнению опытного минера, в настоящее время в районе строящегося порта Железный Рог можно предполагать существование такого вида взрывоопасности, как угроза поражения судна взрывоопасным предметом (мина, торпеда, бомба), находящимся на дне моря. Взрыв может произойти только при ударе о взрывоопасный предмет в следующих ситуациях: при ударе корабельного якоря о предмет; при ударе корпуса корабля о предмет; при воздействии гидротехнических агрегатов механизмов (землечерпалки, машины для забивки свай и др.). Следует отметить, что в условиях сохранения боеспособности контактных взрывателей якорных мин взрыв произойдет неизбежно, ибо чувствительность взрывателей рассчитана на удар судна, идущего со скоростью один узел.
Считается, что случаев обнаружения мин гораздо больше, чем говорит официальная статистика. Те же рыбаки порой, заметив, что в сети попала мина или авиабомба, молча избавляются от нее, так как в случае огласки начнутся работы по обезвреживанию опасной находки, что чревато остановкой лова в этом районе. Тревога поднимается, когда мина уже вытащена на палубу. Работы по обезвреживанию морских мин сложные, дорогостоящие и занимают немало времени. Главком ВМФ на заседании Морской коллегии заявил, что за последние пять лет Черноморский флот накопил опыт взаимодействия с морскими администрациями портов и бизнес-структурами при возникновении такой чрезвычайной ситуации. И предложил вопрос ликвидации остаточной минной опасности считать одним из приоритетных при осуществлении морской хозяйственной деятельности и утверждении границ портов, а при распределении финансовых средств на развитие портов обязательно выделять средства на решение этой проблемы.
Автор: Матвей Прокопенко Источник: еженедельник «Наш Новороссийск» |
26-07-2007 15:48 | редактор | прочтений: 3385 | коммент.: 0 | |
|
|
|
Реклама:
Google AdSense
|