Навигация сайта
Реклама:
|
|
Лариса Пруцкова: «Учите детей удивляться» |
Преподаватель информатики негосударственной гимназии № 1 Лариса Пруцкова стала «Национальным достоянием России». Ее ученик Максим Рыжук со своей научной работой о причинах интеллектуального пиратства победил на одноименной Всероссийской научной конференции. Откуда берутся одаренные дети? Как научить сына или дочь заниматься исследованиями? Ведь зачастую победы в различных конкурсах открывают путь в престижные вузы. Об этом наш разговор с Ларисой Пруцковой.
- Исследовательские, творческие способности являются индивидуальной психологической характеристикой, - считает Лариса. - Не каждый школьник может стать исследователем. И этого многие родители не понимают. Для того чтобы ребенок впоследствии проявил себя как исследователь, родителям нужно с раннего детства удивляться вместе с ним окружающему миру, дождю, столнцу, каплям росы, вместе искать ответы на различные вопросы, которые интересуют ребенка, читать книжки, обсуждать их. Исходите из реальных интересов своих детей, причем помните, что интересы постоянно меняются и зачастую, чтобы сформулировать тему исследования, нужно потратить не один год.
Но кроме интереса необходимо трудолюбие. Без него ничего не добьешься. В любом исследовании есть практическая часть, когда нужно либо считать, сколько машин проезжает мимо вашей остановки каждый день в определенные часы, либо фотографировать все рекламные щиты в городе, либо идти в администрацию за какими-то важными данными. Полученные данные нужно сводить в таблицы, а таблицы обрабатывать, используя различные методики. А затем всей семьей готовить выступление и презентацию к нему, задавать вопросы, готовить ответы и репетировать, репетировать. Вот тогда победа ребенка будет и вашей победой.
- Научить ребенка трудиться – это, наверное, самая сложная задача. Как с нею справиться?
- Я давно работаю в школе, и мое твердое убеждение - трудолюбие можно воспитать только личным примером. Учеба и интересы ребенка должны быть в семье на первом месте. И, если родители, независимо от своей профессии и образования, от занятости и степени усталости, готовы сидеть над задачкой или вместе писать сочинение, это принесет свои плоды. У ребят, которые побеждают в конкурсах и на научных конференциях, мало свободного времени, фактически нет каникул. Зимой, когда у всех новогодние праздники, мы уже со второго января договариваемся о встрече с самого утра и что-то доделываем в нашем проекте. Не каждый ребенок согласится на это. А Максим Рыжук придет. И Таня Мурашкина - тоже. Им нравится работать и добиваться успеха. У нас в семье взрослая дочь-студентка Высшей школы экономики. С нею мы прошли все этапы исследовательской деятельности, вместе радовались победам и закалялись на поражениях.
А еще, если взрослые собираются поддерживать детский интерес и к учебе и к науке, то они должны быть готовы вкладывать в ребенка не только душевные и физические силы. Требуются материальные затраты: это и покупка литературы, и оплата поездок на конференции.
- Выходит, что успешным может стать ученик только из обеспеченной семьи?
- Я бы не спешила с подобными выводами. Сначала надо использовать все бесплатные ресурсы - школьную и городскую библиотеки, материалы школьной медиатеки. Если у ученика есть стремление к исследовательской деятельности, он добился первых успехов, то ему могут помочь на районном, муниципальном уровне. В конце концов, есть у нас и свои меценаты. Я уверена, что если очень к чему-то стремиться, то все силы будут в этом помогать.
Автор: Алла Арутюнова Источник: еженедельник «Наш Новороссийск» |
01-06-2007 10:04 | редактор | прочтений: 2020 | коммент.: 1 | |
|
|
|
Реклама:
Google AdSense
|