Поездки на отдых за границу нынче стали делом обыденным. В Турции так и вообще, кажется, был каждый второй россиянин, и уже не один раз. Недалеко, недорого, да и если вдруг не поймут ваш русский, то уж плохой английский разберут наверняка. Кто бывает впервые, вспоминают, как правило, доброжелательно-настойчивых зазывал и торговцев, огромное количество недорогих товаров, большой выбор кожаных изделий и… национальные государственные флаги на балконах частных домов и жилых многоэтажек. Каждый раз, надеясь все-таки получить честный ответ, я спрашиваю - у вас в Турции что, праздник? И каждый раз в различных вариациях мне объясняют примерно одно и то же: турки - большие патриоты своей страны.
И только побывав в Турции в четвертый раз и попав в экстремальную для меня ситуацию, я наконец-то поняла - они говорили мне правду: турки действительно патриоты, потому что им есть чем гордиться и есть за что любить свою страну. Мы отдыхали в Кемере и оттуда уехали на двухдневную экскурсию в Памуккале, в глубь Турции. Вечером у сестры, с которой я была в поездке, начался острый приступ, наши предположения о диагнозе начинались с аппендицита и заканчивались лихорадкой. В конце концов, когда она уже теряла сознание, я помчалась к гиду, который тут же вызвал скорую помощь. А дальше события развивались по киношному сценарию, в котором «их жизнь» так не похожа на нашу российскую действительность. Несмотря на то, что отель находился на отшибе, «скорая» появилась через 7-8 минут. Нас привезли в частную клинику в ближайший город, где в течение 20-30 минут были сделаны все анализы крови, УЗИ, рентген, кардиограмма и еще что-то, чему я не нашла перевода. Откуда-то появились сразу несколько врачей, которые, быстро посовещавшись, тут же отправили сестру в операционную. Насколько мне удалось понять, у нее случился разрыв двенадцатиперстной кишки. Операцию делал главврач Мустафа Басоз (я так перевела его имя) - аристократического вида турок с потрясающими глазами умудренного опытом человека, который впоследствии каждый раз, заходя в палату и сделав осмотр, обязательно говорил мне - «нормаль».
Всю ночь со мной просидел гид туристической компании Эрдем, который не просто был переводчиком, он рассказывал, к какому хорошему доктору мы попали, успокаивал и убеждал, что теперь уже все будет хорошо. Расставаясь с ним через три дня, я воспринимала его не как представителя фирмы, а как близкого друга. Уже приехав домой, я получила от него SMS-сообщение, в котором он интересовался, как мы добрались и как здоровье больной. И доктор, и медперсонал, и сама клиника оказались действительно, по моим представлениям, на высоком уровне. Идеальная чистота (уборка - три раза в сутки), вышколенный медперсонал, одноместная большая палата со всеми атрибутами цивилизации. Но это отдельная история. Через два дня на «скорой помощи» нас отвезли в аэропорт, снабдив лекарствами на целый месяц, подробной историей болезни и разными бумагами, которые могли понадобиться в аэропорту и в самолете. И совершенно добил меня представитель турецкой турфирмы, который нашел нас в аэропорту, задал всего два вопроса и вернул деньги за сорванную экскурсию - в полном объеме, хотя мы об этом даже не заикались. При этом он не попросил ни паспорта, ни расписки в получении денег, ни заявления...
Приятно удивили турецкие служащие аэропорта. Увидев человека в инвалидной коляске, они просто брали нас и вели через все двери без всякой очереди, невзирая на недовольство толпы русских туристов. Уже через два часа, ступив на родную землю, я почувствовала разницу. С русскими оказалось объясняться гораздо сложнее, чем с турками... Проанализировав дома то, что случилось, и я и все мои друзья пришли к неожиданному выводу - нам повезло, что этот приступ случился в Турции, а не в России. Нам повезло, потому что мы получили качественную медицинскую помощь, на которую сегодня трудно рассчитывать у нас. Ведь приступ у сестры произошел не вдруг: на протяжении последнего полугода она обращалась к врачам в Краснодаре, но все лечение ограничивалось таблетками. Она и в Турцию-то поехала в полной уверенности, что с ней все в порядке. Естественно, мы получили медицинскую помощь небесплатно. Но две трети суммы покрыла медицинская страховка. В аэропорту Анталии я купила маленький сувенир с турецким флагом. Я, конечно, была, есть и буду не лишенной патриотизма российской гражданкой со слабым знанием английского языка, но этот сувенир будет всегда напоминать мне: настоящий патриотизм состоит и в том, чтобы во всем, что ты делаешь, поддерживать репутацию своей страны. У турков ведь это получается…
А теперь несколько советов людям, выезжающим за границу, от Татьяны Ильиничны Непрановой, директора турагенства «НТИ»: Во-первых, приобретайте путевки только у надежных и проверенных туроператоров, которые в любой ситуации могут оказать вам квалифицированную консультационную помощь. В данном конкретном случае именно профессионализм сотрудников агентства «ODEON tours», принимавших туристов в Турции, спас героине рассказа жизнь.
Во-вторых, отнеситесь очень внимательно к страховому полису, который вам предлагает туристическая фирма. Вы можете, доплатив небольшую сумму, застраховаться от всего, что сочтете необходимым, даже от обострений хронических болезней. Если в страховке это будет предусмотрено, ничего платить не придется. Держите копию страховки всегда при себе - на всякий случай.
В-третьих, запишите телефон представителя фирмы принимающей стороны и не теряйте его. Это человек, который должен вам помочь в любой непредвиденной ситуации, и если турфирма надежная, он обязательно сделает для вас все возможное.
И последнее - будьте здоровы, а хороший полноценный отдых, в частности в той же Турции, на берегу Средиземного моря очень полезен для организма. И не пугайтесь, если с вами, не дай бог, что-то случится - турки умеют делать свою работу хорошо. Проверено лично.
Автор: Елена Сергеева Источник: еженедельник «Наш Новороссийск» |