главная форум чат фотогалерея ресурсы новости календарь игротека поиск почта


> Реклама:

 
> Испытание морем
user posted image Не ошибусь, если скажу, что каждый новороссийский мальчишка, запускающий бумажные кораблики в детстве, мечтал в один прекрасный день стать за штурвал большого судна. Тем ребятам, которые и после окончания школы «болеют» морем, предлагает освоить морские профессии Морская государственная академия. Вместе с фундаментальными теоретическими знаниями курсанты приобретают и практические навыки работ на судне. За время учебного процесса учащиеся дважды проходят обязательную плавпрактику. Идут, конечно, не капитанами, а всего лишь кадетами, но ведь это только начало. Кто-то через время освоит капитанский мостик, кто-то – познает сложную механику новых судовых двигателей, а кто-то поймет- не мое это дело.

О тех, кто уже бороздит морские просторы и тех, кто отправится на первую плавательную практику, рассказывает начальник отдела маркетинга и практики Морской государственной академии им. Ф. Ушакова, доцент кафедры судовождения Григорий Тамаян.

Из личного дела: Григорий Тамаян. Окончил Батумскую мореходную школу и Одесское высшее инженерно-морское училище. Начал свою трудовую деятельность матросом новороссийского морского пароходства, в компании «Новошип». Прошел все ступени служебной лестницы до капитана дальнего плавания. Стоял у истоков создания отдела практики в НВИМУ, руководителем которого и стал.

- Григорий Галактионович, расскажите, как строились и строятся отношения между Морской академией и крупными компаниями, такими, как «Новошип», ведущими через свои крюинговые фирмы набор кадетов на плавпрактику?

- Подобное партнерство строится постепенно, на основе взаимных контактов и практики совместной работы. С момента образования НВИМУ новороссийское пароходство традиционно было базовым предприятием, большим помощником и спонсором для академии. Это наше базовое предприятие, в котором во все времена вопросы практики были поставлены на государственный уровень. Думаю, что и сегодня, и завтра «Новошип» будет близок к Морской академии, поскольку наше командование и руководство пароходства находят взаимоприемлемые точки соприкосновения, обоюдно выгодные для каждой организации. «Новошип» с удовольствием берет наших ребят в качестве курсантов на свои суда и, уже после окончания обучения предлагает молодым специалистам дальнейшее трудоустройство на рядовые командные должности с гарантированным дальнейшим профессиональным ростом. На фоне «перестройки», повлекшей за собой и изменения в системе судоходства, появились и другие компании: «Юником», «Биджай», «Барбер», которые тоже заинтересованы в налаживании связи с нами, поскольку курсанты и выпускники академии потенциально востребованные в этих компаниях.

- На каком курсе обучения начинается практика?

- Второкурсники судоводительского факультета, закрыв летнюю сессию, уходят на первую практику на шесть месяцев. Вторая практика у судоводителей – уже на пятом курсе и длится она также полгода. Этот срок не случайный. Для того, чтобы после окончания Морской государственной академии получить рабочий диплом, выпускнику-судоводителю нужно иметь у себя в запасе не менее 12 месяцев плавательного ценза. На втором курсе учащийся получает основы морской специальности, будем говорить – специальность матроса, а уже вторая практика – чисто штурманская и ведется по очень тщательно разработанному плану. Что касается судомеханической и электромеханической специальности, то здесь наши ребята идут на практику на два месяца также, переходя со второго на третий курс. Вторая, четырехмесячная плавательная практика у судомехаников и электромехаников – на четвертом курсе. Кроме того, курсанты судомеханического факультета проходят технологическую практику в наших мастерских, в машинном зале, которые расположены на территории Морской академии. Ребята постигают азы ремонтных работ, слесарного дела, на берегу изучают все те нюансы, с которыми им придется столкнуться во время работ на море.

- Как вы считаете, 18-19 лет – это подходящий возраст для первого самостоятельного выхода курсанта на плавательную практику?

- Это тот самый возраст, когда молодому человеку дается шанс становления. Когда я учился в мореходном училище, это возрастной порог был еще ниже. Но здесь есть один маленький нюанс: в те времена существовал учебно-производственный флот и эта практика, на которую мы направлялись, походила под неусыпным контролем наших преподавателей из мореходки. В прошлом и на борту судов компании «Новошип» присутствовали сотрудники Морской академии, которые руководили практикой и отслеживали процесс выполнения теоретической программы, полученной индивидуально каждым курсантом.

- Какие основные выводы после первой плавательной практики делают для себя курсанты?

- Не секрет, что практиканты на судне востребованы, поскольку численность экипажей ограничена. Нахождение на борту курсантов с одной стороны дает возможность передать некоторые функции практиканту, а с другой стороны – мальчишки самостоятельно начинают постигать азы морского дела. Им становится понятно, ту ли специальность они для себя выбрали, востребованы ли они на море, каковы их личностные качества на борту судна, на правильном ли они пути. Молодежь изучает опыт наставников, что немаловажно в формировании специалиста. Я заметил, некоторые курсанты даже перенимают манеру разговора курировавших практику капитанов.

- Григорий Галактионович, оплачивается ли курсантам пребывание на практике?

- Безусловно. Судоходные компании оплачивают труд курсантов, тем более, что, согласно статусу самого курсанта, он четыре часа ежедневно должен трудиться в составе экипажа, а следующие четыре часа практикант занимается самообразованием по тем программам, которые он получает в Морской академии. Правила труда на море обязывают крюинговую компанию оплачивать труд практиканта. Если брать средние значения нашего постоянного партнера – компании «Новошип», где очень грамотно, на мой взгляд, ведется политика оплаты труда курсантов, то примерная зарплата практиканта составляет от 400 до 800 долларов США. Другой вопрос – куда парни эти деньги тратят? Как правило, курсанты уже начинают строить планы дальнейшей жизни, кто-то уже самостоятельно оплачивает свое обучение, кто-то откладывает на дальнейшее образование.

- А по каким критериям ребята выбирают компанию для прохождения практики?

- Селекционный отбор начинается примерно за год до утвержденных сроков практики. «Новошип» стабильно выходит на цифру в 100-120 человек, что существенно больше, чем могут предложить другие судоходные компании. Каждая компания желает видеть у себя на борту судна хорошо подготовленных, физически развитых, толковых ребят. В принципе, во всех компаниях подход к кандидату на должность кадета идентичен, но в «Новошипе» проведение собеседования – это отработанный годами, очень глубоко продуманный и сбалансированный процесс. Для прошедших отбор курсантов устраиваются тестирования, собеседования, которые включают не только знакомство с документами курсанта и рассмотрение результатов его учебы, но и собеседования представителя крюинговой компании с потенциальным кадетом. Кто-то отсеивается, самые упорные проходят во второй этап.

На этой стадии курсантов просят заполнить анкеты, знакомят с политикой компании в вопросах подбора персонала. Курсантов предупреждают о немедленном списании с судна (за счет нерадивого практиканта), в случае употребления алкоголя или наркотиков. У нас никогда таких прецедентов не было, поскольку уровень селекционной работы в «Новошипе» достаточно высокий.

- Живо ли еще понятие «романтика морей»?

- Да, как ни странно. Ко мне часто приходят ребята, только что вернувшиеся из морских походов, с каждым подолгу беседуем и видно, что даже после первого рейса у курсантов появляется тяга к этой романтике, замечаю «жилку». Что-то впервые увиденное запоминается дольше, проникает глубже, чем тяжелая повседневная работа на судне.

Мы привыкли смотреть на моряка, как на обеспеченного высокообразованного человека, у которого всегда все хорошо и впереди –светлое будущее, но присмотритесь: у нас нет ни одного моряка-долгожителя. Работа в море наряду с положительными эмоциями имеет и много отрицательных моментов: тряска, вибрация, качка, частая смена часовых поясов, работа ночью, работа без перерывов на отдых, хроническое недосыпание – все это безусловно влияет на здоровье человека. Неслучайно на суда отбирают самых стойких, прошедших медицинскую комиссию ребят.

- Существует ли сегодня преемственность в семьях моряков, доводилось ли вам учить династии?

- Конечно. Далеко за примером ходить не надо: после окончания обучения наш отдел готовит документы на каждого выпускника для дипломно-паспортного отдела капитании порта. На основе предоставленного пакета документов курсантам выдаются рабочие дипломы, дающие право молодому специалисту занимать командные должности на судах. Так вот, в процессе подготовки документов встречаю знакомые фамилии. На днях получил диплом Леша Садовников, а я когда-то трудился на судне вместе с его дедом. Было очень приятно слышать от мамы Алексея: «А вы когда-то работали с Садовниковым!».

- Григорий Галактионович, подводя итог нашей беседе, скажите, претерпел ли изменения престиж морской профессии?

- Я думаю, престиж морской профессии имел как некоторые падения, так и некоторые взлеты. Если говорить о сегодняшнем дне, престиж морской профессии верно растет. Это в первую очередь связано с политикой государства в области морского судоходства, а главное –востребованностью наших специалистов за рубежом. Уровень подготовки настолько высок, что, разобравшись в мировом рынке труда, судоходные компании делают шаг навстречу именно российским морякам. Командный состав востребован повсеместно.

Авторы: Наталья Бодрова
Источник: еженедельник «Наш Новороссийск»


  26-04-2007 16:37 | редактор | прочтений: 7913 | коммент.: 5 Печатать Послать по email


 
> Реклама:

> Google AdSense