главная форум чат фотогалерея ресурсы новости календарь игротека поиск почта


> Реклама:

 
> Сергей Терехин: «Бизнес - это всегда риск»
Компания «Новошип» сегодня в эпицентре внимания экономической прессы. Информация о том, что последний бастион, сопротивляющийся объединению с «Совкомфлотом», в лице Министерства экономического развития пал, вызвала многочисленные отклики. Впрочем, при обстоятельном анализе материалов СМИ можно заметить, что никакой особо новой информации журналисты не выплеснули. «Новошип» и «Совкомфлот» будут «сближаться методологически» , а сам процесс возможного объединения прогнозируется к «концу текущего года». Одним словом, есть время обсудить диспозиции, взгляды и мнения менеджмента на грядущие перемены. Дабы не довольствоваться отголосками чужих cуждений и сторонних комментариев, высказать свое мнение по поводу возможной «швартовки» двух судоходных компаний и обсудить дела текущие мы попросили президента ОАО «Новошип» Сергея Терехина.

- Сергей Алексеевич, март - время подведения финансовых итогов минувшего года. Вы довольны его результатами?

- Многие аналитики предрекали резкое падение фрахтовых ставок в 2006 году, но этого, к счастью, не произошло, рынок сохраняется примерно в прежних параметрах, поэтому, я думаю, год удался. Оборот наш составил 550 миллионов долларов, заработали порядка 180 миллионов чистой прибыли - это больше, чем планировалось. Планов громадье, сумели заказать пароходы, которые, надеемся, будут востребованы. Я имею в виду «суэцмаксы» с их тоннажом. Аналогичные суда, типа «Крым», уже работали в пароходстве, но были не совсем удачным вариантом. Надеемся, новые «суэцмаксы» будут активно задействованы в новой транспортной цепочке Новороссийск–Бургас–Александруполис.

- А есть уверенность, что российский перевозчик в лице «Новошипа» войдет в эту транспортную цепочку?

- Хороший вопрос. Его решение возможно на правительственном уровне и зависит от того, насколько активно руководители проекта будут лоббировать интересы российских перевозчиков, ведь речь идет о перевозке наших энергоносителей. Причем мы не ставим задачу нагреть руки на этом проекте, заложенная рентабельность просчитана и подтверждена экономически с учетом конкурентоспособности цены на постройку судов. С заказом новых судов мы не прогадали, поэтому можем предлагать вполне приемлемые цены и на перевозку, к тому же доходы от нашей деятельности будут поступать в российскую казну. При том не стоит забывать о транспортной безопасности страны. Стратегические интересы государства должны обеспечивать российские компании. И очень важно, чтобы участие нашей компании было на начальном этапе. По этому поводу мы встречались с замглавы Минпромэнерго Андреем Деменьтевым, который непосредственно курирует проект, и, в принципе, нашли понимание проблемы. Ждем подписания соглашения по проекту, чтобы начать конкретную работу.

- Актуальный вопрос, который интересует многотысячную команду моряков, работающих в «Новошипе», да и тех, кто, возможно, думает о такой перспективе, - это разработка программы пенсионного страхования. Не секрет, что сегодня моряк не имеет той социальной защищенности, которая после выхода на пенсию гарантировала бы ему спокойную и безбедную жизнь. Вот плавает он, пока молодой, пока есть силы, живет неплохо, а спустя годы попадает в число обычных российских пенсионеров с пенсией на жилье да на хлеб...

- Буквально сегодня утром мы обсуждали с руководством компании эту проблему. Хотелось бы найти оптимальную схему, которая бы устраивала всех работников компании. Сейчас изучаем опыт коллег, в том числе «Совкомфлота», ведем переговоры со страховыми компаниями. Наши сотрудники должны быть уверены в завтрашнем дне. А то сегодня гонятся порой за сомнительным заработком, который предлагают некоторые компании, а потом приходится вытаскивать экипажи из-под ареста. Пакет социальных гарантий в дополнение к конкурентоспособной зарплате был и будет нашим существенным преимуществом.

- Японцы считают, что жить в эпоху перемен - тяжкий крест. Новороссийскому морскому пароходству за свою историю довелось пережить немало изломов судьбы, и вот еще один поворот, о котором пишут и говорят, - возможное слияние с «Совкомфлотом». Чего вы ждете от этой «швартовки»?

- «Новшип» - акционерное общество. Раз мы приняли такую форму собственности, должны понимать, что акции продаются и покупаются. Есть такое выражение- «акционеры голосуют ногами». То есть, если кто-то купил акции, это не означает, что он может изменить политику компании и экономику предприятия, но он имеет возможность акции продать. В этом вся механика работы акционерных обществ. Каждый руководитель понимает, что над ним «висит меч»: если результаты работы компании снизятся, начнется распродажа акций и стоимость их упадет - то первым уйдет он. Государство, как владелец наших акций, может распорядиться ими по своему усмотрению, в данном случае, таким образом, чтобы консолидировать собственное участие. Результата при этом можно ждать от создания максимально эффективной схемы руководства. Управление компанией должно быть в руках людей, которые понимают суть процессов. В данном случае, если совет директоров будет более профессиональным, более экономически подготовленным, компетентным - это пойдет на пользу бизнесу. Я, по крайней мере, не вижу возможности каких-то грандиозных изменений в «Новошипе», прекращения каких-то видов деятельности в связи с этим объединением.

- У «Новошипа», насколько мне известно, существует как минимум два успешных совместных проекта с «Совкомфлотом»: приобретение испанской судоходной компании «Марпетрол» и совместный проект в области страхования судов. В результате последнего, говорят, компаниям удалось сэкономить около миллиона долларов. Действительно ли цифры такие впечатляющие?

- Страхование - это как раз тот вид совместной деятельности, где преимущества объединения очевидны. Я скажу больше - если мы пойдем в этом направлении дальше в сторону создания «сaptive insurance»(дочерней страховой компании), то перспективы открываются весьма интересные.

- Менеджмент «Новошипа» и «Совкомфлота», прежде чем делать выводы относительно целесообразности слияния, вероятно, просчитывал возможный экономический эффект. Ведь, скажем так, по «весовой категории» - тоннажу, количеству судов и прибыли - вы практически равны.

- Конкретные экономические расчеты лично я не делал по одной простой причине, бизнес - это всегда риск. Предсказать, как будет себя вести рынок, очень тяжело. Где-то, как в вышеупомянутом случае, возможен большой экономический эффект, где-то - потери. В бизнесе нет утвержденных программ, в бизнесе есть возможности, и они видны всем участникам рынка. Решения должны приниматься оперативно, иначе конкуренты опередят. Если будешь постоянно опаздывать, значит, обязательно уткнешься в тупик.

- А вы согласны с мнением аналитиков, которые просто суммируют общий тоннаж двух компаний, количество судов и делают вывод, что при слиянии получится одно из крупнейших пароходств в мире, которое может прочто занять третью строчку в мировом морском табеле о рангах?

- Судоходство - динамично развивающийся рынок, где много независимых игроков и многие уже заняли свои ниши. Конечно, когда есть большой кулак, проще отхватить большие контракты, подряды. Но в этом направлении придется работать еще очень много. Я бы не обольщался насчет того, что сейчас мы объединимся и всех положим на лопатки. Более того, не хотелось бы и опрометчивых решений, поскольку ошибки больших компаний могут быть запредельными. Я повторяю, что бизнес - это риск! Возможно, конечно, просчитать какую-то экономию по административным расходам, где мы параллельно существуем. По каким-то техническим, экономическим расходам объединить усилия, оказывать взаимную помощь. Вариантов много.

- Если посмотреть на работу «Совкомфлота» и «Новошипа», похоже, вы и без объединения договорились о разделе зон и сфер влияния. «Совкомфлот» на севере и Дальнем Востоке, вы - на западе и юге. «Совкомфлот» осваивает ледокольную технику и перевозки сжиженного газа, «Новошип» - это, прежде всего, танкерный флот…

- У нас хорошие деловые отношения, встречаемся, договариваемся. К примеру, проекты «Совкомфлота» по строительству флота ледового класса - кстати, очень затратные - нам не по плечу и нет никакого смысла нам рваться в эти проекты. У нас достаточно большие объемы перевозок здесь, в Карибском бассейне, есть своя ниша. Поставлена задача нашим фрахтовщикам - стараться переводить флот из далеких заморских краев на берег России, ориентироваться на российскую грузовую базу. Это сокращает расходы, упрощает смену экипажа. Мы обсуждаем свои планы с «Совкомфлотом», они предлагают нам свои наработки. Есть проект - выносим его на обсуждение своих специалистов. Мне импонирует, когда в обсуждении участвуют коллеги, когда они предлагают идеи, ставят вопросы, высказывают свое мнение.

- Судя по сообщениям СМИ, особой спешки в процедуре объединения не предвидится, и речь пока идет о выработке неких «методологических подходов». Участвует ли в выработке этой методики новороссийский менеджмент?

- Когда перед нами ставилась задача высказать свое мнение совету директоров, естественно, львиная доля обоснования позиции была проведена менеджментом здесь. Прежде всего учитывали интересы миноритариев, управляемость компании, традиционное присутствие компании в городе Новороссийске, те лучшие наработки, которые есть в управлении флотом, подготовке кадров. В свое время управление танкерного флота перевели из Одессы в район строящегося Шесхариса. Уверен, роль Новороссийска как форпоста крупной судоходной компании на юге страны не просто не исчезнет, а усилится. Тот опыт, который имеет «Новошип» - болезненный опыт, трудный, но, тем не менее, он есть, и те вопросы, которые мы ставим, кровью и потом писаны.

Автор: Наталия Сергиенко
Источник: еженедельник «Наш Новороссийск»

  22-03-2007 17:16 | редактор | прочтений: 2052 | коммент.: 0 Печатать Послать по email


 
> Реклама:

> Google AdSense