Навигация сайта
Реклама:
|
|
Тайваньские пленники |
История «Совтанкера», прямым наследником которого является Новороссийское морское пароходство, богата на драматические и героические события. Забывать о них, а тем более не знать, нам, морякам-танкеристам, просто непозволительно. Именно но этой причине я и хочу вспомнить об одном событии более чем полувековой давности.
Это случилось в 1954 году. Управление пароходства «Совтанкер» находилось тогда в Одессе. Нефтеналивных судов, уцелевших в Великую Отечественную войну, было в ту пору на Черном море, как говорится, раз-два и обчелся. А на судостроительных заводах Херсона, Николаева и Ленинграда еще только приступили к серийному строительству танкеров типа «Казбек». Чтобы скорее пополнить танкерный флот, СССР покупал суда-нефтевозы за рубежом. Одним из первых таких танкеров были однотипные «Туапсе» и «Апшерон», приобретенные в Дании. Приведу их основные параметры: водоизмещение 18100 т, дедвейт - 13200 т, грузоподъемность 11970 т, длина 149,14 м, ширина 19,16 м, осадка в грузу - 8,38 м, скорость 14,5 миль в час. Это были современные суда, построенные но последнему слову кораблестроительной науки и техники. 24 мая танкер «Туапсе» снялся с одесского рейда на Констанцу. Загрузившись там авиационным керосином, взял курс на китайский порт Шанхай. До Сингапура рейс проходил без приключений. После кратковременной стоянки на сингапурском рейде танкер продолжил путь к берегам Китайской Народной Республики. До порта назначения оставалось совсем немного. Но в Шанхай «Туапсе» не прибыл. О том, что произошло, рассказывают члены экипажа. Вот выдержки из их воспоминаний.
Моторист Михаил Карпов: «23 июня 1954 года, на траверзе Тайваня, в 3 часа утра заметили три силуэта - один эсминец и два сторожевика. С эсминца просигналили: «Стоп машина!» Мы продолжали идти полным ходом. Три снаряда «ложатся» по носу судна. Это уже не шутки. Застопорили машину. Капитан отдал приказ: «Старпому с документами подняться на борт корабля». Спустили бот (уже стило светать), сели старпом Меркулов, моторист Ковалев, матросы Плакат и Писанов. Мы отчетливо видели, как старпома сразу же схватили, а бот оказался в руках десантников...» Второй механик Владимир Егерев: «На «Туапсе» высадилось порядка 200 солдат. Капитан Калинин отказался следовать на Тайвань. В машине скопилось человек 70. Мы с «дедом» стояли в трусах. Нам приказали по-английски: «Пускайте машину». Я отказался, так как команды с мостика, от капитана, не поступало. Мне ткнули пистолетом в лицо: «Пускайте!» Я не двигался... Солдаты покричали-покричали и разошлись. Тут один из офицеров начал двигать пусковую ручку и, таким образом, запустил двигатель. Я быстро среагировал и вернул пусковую ручку назад. Тут же получил сильный удар в спину. Ответил ударом в челюсть, но после ответного удара рукояткой пистолета по затылку потерял сознание...» Михаил Карпов: «Когда чанкайшисты стали спускать наш флаг, туда бросились матрос Писаное, третий помощник Леонов и матрос Дурич. Схватка была неравной. Окровавленных, их притащили в красный уголок, где мы находились под арестом... » Владимир Eгерев: «Всех нас coгнали в красный уголок (кроме Меркулова и Калинина). Чанкайшисты привели танкер в порт Гаосюн. Нас силой вытаскивали из красного уголка, мастерски успевали надевать наручники...»
Капитан Виталий Аркадьевич Калинин все же успел сообщить в Москву о пиратском захвате танкера. На этом связь прервалась. В адрес правительства США незамедлительно была направлена нота протеста от имени СССР. В ноте подчеркивалось, что захват советского судна в водах, которые находится под контролем ВМС США, мог быть осуществлен только самими США. «Советское правительство ожидает, - говорилось в нем, - что правительство США... предпримет все меры для возврата судна, груза и типажа». Было также заявлено, что СССР примет адекватные меры для защиты своих торговых судов, плавающих в открытом море. Как и следовало ожидать, Вашингтон решительно отмежевался от своего участия в захвате танкера. В советской ноте, мол, не доказано ни одно из предъявленных обвинений. А какие нужны были еще доказательства, если советскому правительству было известно, что США протестовали против того, чтобы Дания продала танкер СССР, а военно-морской флот США контролирует морское пространство, отделяющее остров Тайвань от Китайской Народной Республики? Без американского одобрения, а возможно, и прямого наущения, чанкайшистские марионетки вряд ли на такую авантюру решились бы. Судно и груз они конфисковали, а моряков объявили военнопленными. Причину захвата объяснили тем, что якобы СССР нарушил блокаду Китая, которую объявил Чан-Кайши.
Насильно разделенные на мелкие группы (капитан Калинин и помполит Кузнецов были брошены в одиночные камеры), «туапсинцы» провели в чанкайшистских застенках больше года - 393 дня. Послушаем воспоминания некоторых из них о том, что пришлось там испытать и пережить.
Моторист Виктор Ляховский: «Это были страшные дни. Но я старился не падать духом. Бывало всякое. Как-то подошли ко мне солдат и полковник (oн знал русский). Они объявили, что мы якобы русские летчики, что нас сбили, что мы хотели бомбить Тайвань... Меня допрашивали, били... Пытались вербовать... Вообще чанкайшисты были большими мастерами издеваться. Может быть, даже подмешивали какие-то наркотические добавки. Могли вызвать, например, непрекращающийся смех, плач, рыдания. Страшно... Как я потом понял, они хотели нас сломать, прежде всего морально...»
Матрос Николай Федоров: «После захвата всех разбили на три группы. Мы требовали соединить весь экипаж, но никто на это не реагировал. Тогда объявили голодовку, голодали дней пять-шесть... Группы тасовали, людей били, бросали в одиночные камеры... Начались допросы. Меня навещал господии Соколов - русский «специалист» по агитации за измену Родине. Приходил ежедневно. Пояснял, как у нас плохо и как будет хорошо тем, кто останется... Я твердил одно: «Нет! Нет! Об этом и разговора не может быть». Угрозы, шантаж, посулы, избиения... И так изо дня в день. И полная изоляция от внешнего мира. Воображение рисовало самые мрачные перспективы. Кто-то пустил слух, что началась третья мировая война… Мысли о родных, близких терзали сердца пленников, подтачивали и без того слабеющую волю... В конце концов экипаж разделился на две части. 20 человек из 49 не выдержали: дали согласие остаться в «свободном» мире. «Изменниками» они себя не считали, полагали, что, вырвавшись из тайванских застенков, смогут через третьи страны, так сказать, кружным путем, вернуться на Родину. Почти все из 20 «отказников» так и поступили: правдами и неправдами добились через некоторое время возвращения в СССР. Но советская Родина их уже не ждала: все они были осуждены как изменники. Впоследствии реабилитированы за отсутствием состава преступления.
Героями вернулись домой остальные 29 моряков во главе с капитаном Виталием Аркадьевичем Калининым. Им был устроен торжественный прием в Министерстве морского флота, выплачена заработная плата за все месяцы плена. Их отправили в Крым на отдых в санаторий, где «туапсинцы» встречались с тогдашними руководителями партии и правительства Хрущевым, Булганиным, Ворошиловым. Вне очереди обеспечили жильем. И, конечно же, всем была предоставлена работа по специальности. Тем более что Черноморское пароходство, куда к тому времени вошел «Совтанкер», стало интенсивно пополняться серийными танкерами. Сегодня «туапсинцев» осталось единицы - время безжалостно. В Новороссийске живет ветеран танкерного флота, старший механик Юрий Иванович Борискин. На «Туапсе» он был четвертым механиком. Тогда ему было всего двадцать четыре года. Несколько лет назад в Одессе на морском вокзале была установлена мемориальная доска. На ней - силуэт танкера «Туапсе» и надпись: «24 МАЯ 1954 ГОДА С ОДЕССКОГО РЕЙДА УШЕЛ В ЛЕГЕНДАРНЫЙ РЕЙС ТАНКЕР «ТУАПСЕ», ЗАХВАЧЕННЫЙ ЧАНКАЙШИСТАМИ НА ТРАВЕРЗЕ О.ТАЙВАНЬ. В ПАМЯТЬ МУЖЕСТВЕННОМУ ЭКИПАЖУ». Думаю, что Новороссийское морское пароходство имеет не меньше прав на то, чтобы увековечить подвиг моряков-танкеристов.
Автор: Михаил РОМАНОВ, капитан дальнего плавания Источник: еженедельник «Наш Новороссийск» |
01-03-2007 17:54 | редактор | прочтений: 3445 | коммент.: 0 | |
|
|
|
Реклама:
Google AdSense
|