главная форум чат фотогалерея ресурсы новости календарь игротека поиск почта


> Реклама:

 
> Капитанами не рождаются…
Капитан танкера «Маршал Василевский» Сергей Лазаренко совсем недавно вернулся на берег из очередного рейса. К сожалению, этот поход стал последним для новошиповского танкера. Двадцатишестилетнее судно – ветеран по современным меркам. Нет, оно еще не пошло на металлолом, просто продано новому владельцу. Одним словом, поработает еще, но теперь на флагштоке будет развеваться панамский флаг, будет другой экипаж и другое название.

- Сергей Александрович, расскажите о вашем последнем рейсе.

- «Маршал Василевский» был спущен на воду 26 лет назад. Обычно за этот срок суда изнашиваются и их продают на металлолом, но наш танкер был в отличном состоянии, после ремонта, поэтому стали искать покупателя. И нашли. Танкером заинтересовалась компания «Эмирэйтс шиппинг» (Арабские Эмираты). Пока ждали представителей фирмы, провели кропотливую работу по дегазации всех помещений, нефтеналивных танков. Наша задача была показать товар лицом, с чем мы успешно и справились. Осмотр судна проводился специалистами из Пакистана, Ирана и Шри-Ланки в течение 20 часов. После осмотра «Маршал Василевский» почти месяц лежал в дрейфе в Суэцком канале, пока готовился пакет необходимых сопроводительных документов. Встали на якорь в порту Фуэджера, но на берег не выходили. Мне как капитану, отвечающему за экипаж, необходимо было решить вопрос об отправке своих ребят домой. А их на танкере 25 человек. Так получилось, что для многих этот рейс оказался затяжным, некоторые моряки уже отработали на судне по 10 месяцев вместо предусмотренных контрактом 4-6. Устали, но виду не подавали.

Все завершилось хорошо, нас сменил экипаж нового владельца судна, и после недельного пребывания в порту наша команда оформила бронь и улетела домой. Наши сменщики, нанятые новым владельцем, представляли преимущественно старший плавсостав и в большинстве своем были выходцами с Украины. Уже на берегу я узнал, что судно отправляется на погрузку в Персидский залив, а выгружаться будет в Индии.

- Можно несколько слов о себе - как складывалась ваша морская судьба?

- Я коренной новороссиец. После школы три года отслужил на флоте, на боевом крейсере. Тогда уже получил три значка участника дальних походов – это тот знак, который и адмирал носит, и матрос срочной службы. В пароходстве работаю с 1982 года, в августе будет 25 лет моей работе в компании. Сегодня как капитан получил знак «Пять лет безаварийной работы». И все это время ходил только на танкерах.

- Вы с такой гордостью об этом говорите, неужели для моряка имеет такое большое значение разница в типе судов?

- Разумеется. Например, балкер может перевозить и сухие грузы, а вот танкер предназначен только для жидких, наливных. И грузить, и перевозить нефть надо с большой осторожностью, чтобы не возникло опасности разлива или возгорания. Портовым службам это грозит экологической катастрофой или пожаром, а нам – штрафами. Кроме того, с танкера на сухогруз специалиста всегда возьмут, а вот наоборот – вряд ли. Совсем другие международные требования.

- Сергей Александрович, не каждому судоводителю доводится занять почетное место на капитанском мостике. По вашему мнению, где проходит та тонкая грань, когда одному доводится стать первым лицом на судне, а другому – нет?

- Ты ведь не можешь сам себя назначить капитаном, есть же начальство. Я сам не просил рекомендаций у руководства, когда был старпомом, да и раньше так же. Сейчас очень часто сталкиваюсь с другим явлением - молодые не стесняются подойти за рекомендацией, настоятельно попросить… Я двигался по служебной лестнице спокойно, без рывков. После службы в армии пытался сменить профессию и поступил в политех, но не доучился – море манило, звало к себе. Пошел плавать, а высшее образование в морской академии получил заочно. Капитаном стал в 1999 году. Хорошо помню свой первый рейс на «Илье Эренбурге» в качестве капитана. Мне кажется, сейчас быстрее делают карьеру. Раньше на руководящих должностях были более опытные люди. Вы знаете, даже в Кодексе судовых перевозок написано: «Экипаж состоит из капитана и остальных членов команды». А молодежи очень часто просто не хватает опыта. Куда им обратиться, как не к нам, «кэпам» в годах? Практика «обкатки» новичков, то есть когда молодой капитан ходит в рейсы под присмотром старшего и более опытного наставника, существует в «Новошипе» давно. Сейчас в некоторых компаниях, и нашей в том числе, привлекают дублеров, тоже хорошая практика. По-моему, главное для капитана – это умение работать с людьми, расположить к себе экипаж. Ну и желание играет не последнюю роль. Не захочет человек сам стать опытным руководителем – никакие учебники ему в этом не помогут.

- Профессия моряка в нашей стране претерпевала изменения вместе с изменением внутреннего статуса государства и состояния общества. От престижной возможности посещения «торгсинов» при социализме и массового сокращения и безработицы в перестройку до интеграции в мировое экономическое пространство в наши дни. И только одно оставалось неизменным - это всегда была нелегкая, хоть и полная романтики профессия. А капитан кроме всего прочего несет и личную ответственность за судьбы людей?

- Безопасность мореплавания всегда стоит на первом месте. Знания и опыт – две неразрывные составляющие помогают капитану справляться с этой задачей. В нашей компании к вопросам безопасности подходят очень серьезно, могу без ложного пафоса сказать: «Новошип» считается самым надежным предприятием по безопасности мореплавания.

- Но, насколько я понимаю, капитан – это как глава большой семьи, под его началом экипаж, много мужчин, по полгода находящихся под одной крышей. И эта семья должна жить дружно, иначе будут серьезные проблемы.

- Действительно, очень важно, чтобы на борт судна поднималась именно команда. Хорошо, когда члены экипажа знают друг друга достаточно давно. Да и на работу крюинговая компания набирает персонал только в присутствии капитана, его решение является основным в кадровой политике. А тем, кто приходит в команду впервые, совет: подстраивайтесь под старших, это сплоченный коллектив, который «своих» в обиду не даст. Под вас подстраиваться никто не будет.

- Сергей Александрович, а как происходит реальное распределение ролей на судне? Вот, например, кок – явно не первый по ранжиру, а во время плавания, когда так мало житейских радостей, наверное, важно мужчинам, что им на стол подают?

- Когда «Маршал Василевский» пришел с завода, его экипаж состоял из 60 человек. Сейчас, как я уже говорил, 25. Идет унификация процессов. Некоторые должности упразднены, функции доктора и радиста выполняют помощники капитана. Повар вообще по судовому табелю стоит на предпоследнем месте, хотя я бы поставил после комсостава, где-то в середину. От судового кока очень многое зависит. Это и работоспособность команды, и настроение в коллективе.

- У капитанов есть свои приметы?

- Лично у меня есть. Всегда ступаю на трап с правой ноги, правую руку кладу на леер, «здороваюсь» с судном. Это целый ритуал, который соблюдается много лет.

Автор: Наталья Бодрова
Источник: еженедельник «Наш Новороссийск»
  15-02-2007 14:46 | редактор | прочтений: 2538 | коммент.: 10 Печатать Послать по email


 
> Реклама:

> Google AdSense