главная форум чат фотогалерея ресурсы новости календарь игротека поиск почта


> Реклама:

 
> Порто-франко: десять лет спустя
Тема особых экономических зон для новороссийцев – почти мистика. Ну, или приступ дежавю, по меньшей мере. Ровно десять лет назад, на этапе наивного капитализма, ею бредила половина городского экономического сообщества. Казалось, вот-вот – и мы тоже сможем дотянуться до небес, как смогли это тогда Находка и Калининград, создавшие на своих территориях «порто-франко» - свободные порты.

Не вышло. Однако десять лет спустя выяснилось: нет для российской экономики темы актуальнее. Более того, в Министерстве экономического развития даже создано специальное федеральное агентство, призванное этими самыми зонами управлять. И вновь краевой департамент экономического развития называет Новороссийск в числе городов, которые Краснодарский край рассматривает для выставления на конкурс по созданию портовых особых экономических зон. Чем обернется ситуация сегодня, насколько всерьез можно воспринимать эти высказывания? И что помешало городу десять лет назад воплотить свои смелые мечты?

Федеральный пирог пронесли мимо
Между тем особые экономические зоны, правда, туристско-рекреационного типа, созданы уже на пяти участках Черноморского побережья общей площадью более 1700 гектаров. Федеральный бюджет выделит на их инфраструктуру 13 миллиардов рублей, еще столько же должен вложить в них край. Три федеральных миллиарда получит Анапа на строительство взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту. А размер частных инвестиций в эти зоны за 20 ближайших лет должен составить не менее 150 миллиардов. Еще бы, ведь проекты Краснодарского края в ходе конкурса были названы самыми лучшими, а курортное будущее своего региона отстаивал губернатор! Помимо рекреационных на слуху сейчас зоны промышленные и внедренческие. Но это уж совсем не про нас, ведь наличием крупных научных или производственных центров Новороссийск похвастаться точно не может. Десять лет назад речь шла только о зонах портовых, тем не менее до сих пор ни одной такой зоны в стране не создано. Более того, прекратили свое существование даже те, что уже были в Находке и Калининграде.

История – и никакой мистики
- Все закономерно, - считает Владимир Романченко, профессор Новороссийской морской академии, а десять лет назад - один из разработчиков того самого проекта свободной экономической зоны новороссийского региона. – Эти зоны были слишком велики территориально, и их отрицательный опыт мы тоже учитывали, работая над своим проектом.
Разработчики учли все - кроме того, что им придется не просто бежать впереди паровоза, но еще и тянуть его за собой, а он при этом будет сильно сопротивляться.

СЭЗ новороссийского региона должна была разместиться в границах от Анапы до Геленджика с появлением в районе Пеная фактически нового порта, вслед за которым мощный толчок к развитию получила бы вся экономика региона. Создание новых производств, в том числе и с участием иностранного капитала, внедрение различных ноу-хау, появление «отверточных технологий» - все это предполагалось в рамках свободной зоны. Проект в городе был воспринят на ура, более того, он нашел понимание и в научных кругах, и министерствах, и в правительстве. Для дальнейшего прохождения документов было необходимо ходатайство региона – но его-то Новороссийск и не получил.

- Тогдашние краевые власти воспринимали слова «свободная экономическая зона» резко отрицательно, как красную тряпку, - рассказывает Владимир Иванович.- И переломить это предубеждение нам так и не удалось.

В поисках лобби
Идея «порто-франко» не потеряла своей актуальности и по сей день. И вполне логично то, что в этой связи неизменно всплывает Новороссийск – в конце концов, в России не так много незамерзающих глубоководных портов. Однако то, что особая экономическая зона могла бы у нас быть, совершенно не означает, что она у нас будет. Само по себе сверху нам ничего не упадет. А успех рекреационных зон означает лишь то, что у этого проекта была мощная движущая сила, как есть она и у проекта «Сочи олимпийский». У новороссийского «порто-франко» такой силы пока нет. А без нее мы к воплощению не ближе, чем десять лет назад.

- Лоббировать эту идею мог бы сам порт, - рассуждает Романченко. – Десять лет назад там была конкуренция, можно было ожидать появления новых операторов. Однако сегодня у него большие собственные планы, строительство нового порта на пенайских банках в них не входит. Движущей силой проекта могли бы быть городские или краевые власти. Однако стратегию движения в последние годы у нас традиционно задают из Краснодара, а задача муниципальных образований – смотреть за благоустройством. Команды «вперед!» не поступало.

Шагнуть из позапрошлого века
Между тем весь 2006 год прошел в ожидании принятия нового закона о создании портовых зон. Юрий Жданов, руководитель федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, считает, что их должно быть не больше трех. По его мнению, для морских портов это реальный шанс получить серьезные инвестиции на модернизацию оборудования и причалов и повысить свою конкурентоспособность. В Сингапуре, к примеру, в день разгружается больше 100 судов, российские же порты с их технологиями и логистикой на этом фоне - где-то в позапрошлом веке. Министерство экономического развития в рамках законопроекта предлагает налоговые преференции для резидентов портовых зон, свободный таможенный режим на 49 лет и так далее…Владимир Романченко считает, что гораздо важнее получения налоговых льгот снятие бюрократического давления и отсутствие коррупции. И как бы там ни было, но город все-таки помнит еще свою мечту о порто-франко, даже если некоторые эксперты считают, что сегодня мы от нее дальше, чем десять лет назад.

Автор: Марина Купрацевич
Источник: еженедельник «Наш Новороссийск»

  12-01-2007 17:29 | редактор | прочтений: 2406 | коммент.: 0 Печатать Послать по email


 
> Реклама:

> Google AdSense