Навигация сайта
Реклама:
|
|
Год длиною в жизнь |
Президент ОАО «Новошип» Сергей Терехин собеседник непростой. И дело не в том, что порой, рассуждая об экономике, он начинает мыслить по- английски, не в силах найти подходящий термин в разговорном русском. Проблема в другом- он категорически не хочет быть «причесанным». Утверждает, что ему достаточно лет, чтобы позволить себе иметь собственную точку зрения и быть самим собой.
- Сергей Алексеевич, 2006 год подходит к концу. Канун нового года самое время подводить итоги. С какими мыслями, с каким настроением провожаете уходящий год, каким он был для компании «Новошип», для вас?
-Ловлю себя на мысли, что у меня свой порядок летоисчисления, календарный год не совпадает с моим личным. Мой год начался с того момента, когда я вернулся в «Новошип» осенью 2005 года. Тогда и пошел новый отсчет жизни.Итоги подводим, конечно: главный итог - создана команда, которая готова работать на результат, вести за собой коллектив. Деньги, производственные показатели – это, конечно, нужно, но это не главное. Важнее то, с каким настроением ты приходишь на работу, с каким уходишь. На РБК был проведен опрос среди топ-менеджеров «Что для вас самое важное на работе?». Среди восьми вариантов ответов большинство выбрали «моральный климат в коллективе». Я так вижу свою задачу - создать в коллективе атмосферу, когда хочется работать, достигать целей. Мне вспоминается тот настрой команды, который когда-то создал в пароходстве Леонид Иванович Лоза. Да, все в жизни порой меняется до неузнаваемости, но то впечатление, которое было тогда «мы - команда» я держу в себе, сохраняю и стараюсь претворять в жизнь.
- И насколько успешно? В какой стадии находится процесс формирования такой команды?
- По набору должностей структура уже сформирована полностью, а по кадровому составу процентов на 70. Я не тешу себя иллюзиями, что мне удастся создать идеальную команду. Жизнь привносит свои нюансы, срабатывает человеческий фактор, случаются ошибки, недоработки, кто-то больше тянет, кто-то меньше, всегда будет какой-то поиск. Поиск новых решений, новых отношений. Не зря в структуре компании нами создан департамент качества. Создание не идеальной, а оптимальной структуры управления, и его задача тоже.
- Сергей Алексеевич, я не в первый год работаю в СМИ, приходилось видеть различные экономические структуры, различный уровень решаемых задач. У меня такое впечатление, что для своего предприятия Вы очень высоко поднимаете планку. От видимых глазу внешних изменений облика предприятия до невидимых простому оку требований к системе безопасности и качеству услуг. Это очень интересно с точки зрения ближайших экономических перспектив страны, к примеру, вступления в ВТО. Скоро нам всем придется подтягиваться до этих высоких международных требований…
- Просто мы занимаемся этими вопросами уже много лет. Мощный скачок произошел еще в 89-90-х годах, когда в связи с созданием СП и выходом на свободный международный рынок пришлось постигать западную науку управления. Потом, набравшись ума – разума, начали внедрять зарубежный опыт дома. Ведь когда в конце восьмидесятых нас выбросило на свободный мировой рынок, нас не ждали там с распростертыми объятьями. Законы бизнеса суровы, и для растерянных русских не собирались делать исключений. В те годы через правительство пытались давить на «Новошип», чтобы отдали суда в операторство «опытным греческим судовладельцам». Чем такое «управление» закончилось для Северного морского пароходства, к примеру, мы знаем – сгинуло 18 пароходов. Мы пошли другим путем. Создали за рубежом дочернюю компанию «Новошип U.K.» и сами приняли европейских менеджеров для работы на свою, российскую компанию. Они работали, а мы учились у них. Много наших специалистов прошли тогда обучение в Лондоне, они возвращались в Новороссийск с новым опытом и знаниями. Поэтому «Новошип» достаточно быстро набрался международного опыта ведения дел. И зимой 1994 года мы уже начали присматриваться к рынку международных банковских займов. А для того, чтобы туда войти, мы обратили внимание на наиболее фондоемкий рынок – Нью–Йорскую биржу. Когда мы побывали там, в крупнейших инвестиционных банках, нам сказали: если хотите выходить на биржу, ваша компания должна работать по системе международной отчетности, с известными в мире аудиторскими компаниями. Так что мы начали решать эти вопросы еще в 90-х и до сих пор международную отчетность готовим сами. Поэтому сегодня мы только совершенствуем уже отлаженную систему. Новомодные нынче понятия «бендж–маркетинг» или «кластеры», которые любит упоминать Герман Греф, мы прошли еще тогда.
- Сергей Алексеевич, насколько я знаю, в ближайшие дни у вас должен состояться очередной Совет директоров. Это рабочая встреча?
- Да, мы собираемся раз в два месяца. На этом совете будет рассмотрен вопрос об утверждении проспекта ценных бумаг. Тут недавно странный слух прошел, что мы собираемся продавать акции. Практика уже обкатанная – вбрасывают информацию, чтобы проверить реакцию рынка. Фондовый рынок – очень сложный механизм и на него большое влияние имеет и хождение информации, и законодательные инициативы, и какие-то политические моменты. Игроки активно используют все дозволенные, а порой и недозволенные инструменты, чтобы подогреть или отпустить рынок ценных бумаг. Аналитики поддерживают информацию, дают советы и рекомендации. Продал-купил, можно угадать, можно проиграть. На фоне индивидуальных ожиданий и идут купли-продажи акций. Это процесс управления портфельными инвестициями, тоже своего рода игра, рулетка.
- А вы считаете, что акции «Новошипа» недооценены?
- Да и аналитики так считают. Способов расчета стоимости акций несколько. И считать можно по разному.
- У вас лично есть акции «Новошипа»?
- Нет. Когда-то я принял решение продать свои акции, так ситуация сложилась.
- Сергей Алексеевич, а как это в вашей повседневной президентской жизни сочетается: текущая повседневная работа с фрахтованием судов, обновлением флота, формированием экипажей, борьбой за качество, а параллельно разворачиваются какие-то игры на фондовом рынке, повышают-понижают котировки, запускают слухи… Как вы себя чувствуете во всей этой информационно–политической и экономической круговерти?
- Тяжело приходится. Безопасность судовождения, экономическая эффективность предприятия, кадровая политика – вопросы, за которые нужно отвечать в первую очередь. В то же время я избран и назначен акционерами, поэтому основная моя задача – увеличение благосостояния акционеров. Значит, состояние фондового рынка и наше место на нем не может меня не беспокоить. С другой стороны, реагировать на каждый пробный вброс информации, на каждый чих аналитиков тоже нет смысла. Конечно, у нас есть различные экономические планы, и мы начинаем их реализовывать, это не значит, что мы должны о них оповещать всех и вся. Бизнес любит тишину. Хотя мы стараемся быть максимально открытыми, понятными. Но если нечего комментировать – то нечего. Не было переговоров о продаже акций.
- Как обстоят дела с возможным объединением «Новошипа» и «Совкомфлота», о котором так много писали в уходящем году? И подтверждается ли информация о возможной смене в Советах директоров обоих предприятий?
- Объединение, как вы говорите, видимо, имея ввиду передачу акций «Новошипа» в управление «Совкомфлоту», - вопрос открытый. Решать его владельцу контрольного пакета - государству. И, кстати, никогда с момента его обсуждения не ставился вопрос о ликвидации «Новошипа» как юридического лица. Возможные изменения в структуре управления, в частности, вхождение министра транспорта Левитина в Советы директоров обеих компаний – Новошипа» и «Совкомфлота» - позволит глубже вникнуть в структуры управления компаний, сравнивать и задавать вопросы. Если будет поставлен вопрос о выводе акций «Новошипа» на РТБ, тогда потребуются содержательные изменения в совете директоров. Речь идет о независимых членах Совета директоров, которые смогут представлять права и интересы в том числе и миноритарных акционеров.
- Вы считаете возможным на фоне всеобъемлющих интересов государства учесть маленькие интересы одного акционера?
- У нас среди миноритариев есть один акционер из Самары. Когда-то, в период приватизации, человек собрал свои личные деньги и вложил их в акции «Новошипа», вложил, надеясь на прибыль. Я не понимаю, чем его личные интересы менее значимы, чем интересы государства. Государство – это мы. И его задача в том числе укреплять доверие граждан страны к своей экономической политике. Пока мы не разовьем фондовый рынок, рост цен на жилье никогда не прекратиться, люди будут продолжать вкладывать деньги в недвижимость, потому что вкладывать больше не во что. Культуру акционерного капитала надо развивать.
- Сергей Алексеевич, профессия моряка в современной жизни теряет прежнюю престижность. Нелегок этот хлеб, не так уже рвется молодежь в море. Как вам видится решение этой проблемы?
- Это очень актуальная проблема. К примеру, на Филиппинах ежегодно приходит до трех миллиардов долларов в виде доходов моряков. Это большие деньги для маленькой страны. Наши моряки привозят в Новороссийск 30 миллионов долларов в год. Со временем трудовые ресурсы становятся такими же выгодными, как и сырьевые. Надо сохранять и приумножать этот ресурс, сложившийся в Новороссийске исторически. Недавно мы обсуждали с главой города Владимиром Ильичом Синяговским эту проблему, а также способ ее решения. К примеру, в виде строительства под Новороссийском специальных поселков для моряков. Мы готовы принять участие в таком строительстве. Ведь моряку, по большому счету, все равно, где жить после рейса, почему не у нас, в теплом климате? Глава заинтересовался вопросом, идея требует конечной проработки, но, надеюсь, доведем ее до реального воплощения.
- Сергей Алексеевич, ваши пожелания новороссийцам, морякам и неморякам накануне Нового года.
- Мечтайте, верьте в чудеса, оставайтесь в душе романтиками. Жизнь нас порой ломает, наставляет, вразумляет, не теряйте веры в лучшее, не оставляйте надежды. А тем, кто готов посвятить себя морю, хочу пожелать: пусть это будет не только сугубо экономическое решение, но и желание повидать свет, самоутвердиться, доказать, что ты мужчина. Здоровья, удачи вам и вашим семьям!
Автор: Наталия Сергиенко Источник: еженедельник «Наш Новороссийск» |
29-12-2006 15:29 | редактор | прочтений: 5047 | коммент.: 0 | |
|
|
|
Реклама:
Google AdSense
|