Навигация сайта
Реклама:
|
|
Удержать от шага в пропасть |
Трудный подросток не значит пропащий, потерянный для общества. Удержать его от последнего шага в пропасть, у края которой он оказался, наставить на путь истинный - нелегкая задача. Коллектив профессионального училища № 36 Новороссийска совместно с сотрудниками милиции, комиссией по делам несовершеннолетних и педагогами вечерней школы борются за судьбу каждого своего подопечного. Со стороны может показаться, что эта работа над чужими ошибками - пустая затея. Пока сам с головой не окунешься в этот мир.
Проблемные дети проблемных районов
Двенадцатая группа второго курса слесарей-ремонтников считается в ПУ-36 самой сложной. Здесь собраны ребята от 16 до 19 лет, за плечами у которых нет даже девятилетнего образования, иные еще учатся только в 6-м классе вечерней школы. Большинство из них состоят на учете в милиции. Есть и судимые. Почти все из неблагополучных семей. Трое — круглые сироты.
Как рассказала директор училища заслуженный учитель Кубани Раиса Столбова, несколько лет назад, когда ситуация с детской преступностью в городе перехлестывала через край, надо было искать нестандартные пути решения проблемы. Тогда и был заключен договор с городским управлением образования, по которому трудновоспитуемых подростков через комиссию по делам несовершеннолетних стали направлять в ПУ-36. Мальчишек — учиться на слесарей, девочек — на портных. С одновременной учебой в вечерней школе.
На первом курсе в 12-й группе было так много прогульщиков, что ее могли расформировать. Пока с нового учебного года не назначили пацанам нового мастера, собравшего их на занятия. Мастер Светлана Петровна (свою фамилию она убедительно просила не называть, поскольку лишь месяц назад приступила к обязанностям) по вечерам и выходным стала обходить подопечных по домашним адресам. В качестве сопровождающего к мастеру подключился и автор этих строк.
Сразу выяснилось, что в подавляющем большинстве эти трудные подростки проживают в проблемных районах города, на его окраинах, где, кажется, сами улицы пропитаны какой-то безысходностью.
Иные адреса приходилось разыскивать часами. Дом 16-летнего Сергея С. удалось найти уже затемно. Трудно было поверить, что в постройке, больше походившей на сарай, могут проживать люди. Но там живет мать с двумя сыновьями. Дома она была одна. Смущаясь, что посторонние стали свидетелями столь удручающей нищеты, она поспешила показать нам, где сейчас ее сын. По пути, сетуя на него, иногда выдавала в своих интонациях не совсем трезвое состояние. В соседнем переулке Сережа с младшим братом и другими мальчишками гонял в футбол в свете тусклого фонаря. Несколько дней назад мастер уже встречалась с ним, после чего он даже впервые посетил производственную практику, но затем опять стал прогуливать. Однако, как призналась мать, она об этом ничего не знала. А может, не хотела знать? Но теперь Сережа исправно посещает занятия в училище, как и уроки в вечерней школе, где его хвалят за старание и активность.
Семнадцатилетнего Дмитрия О. во время нашего визита дома не оказалось, а его мать выпивала во дворе с каким-то мужчиной (отец с семьей не живет). Изрядно поддатая, она объяснила, что сын целыми днями где-то подрабатывает, но она бы очень хотела, чтобы он окончил училище и получил профессию. Обещала сама привести его. Но этого не случилось ни на следующий день, ни позже. Мастер вновь навестила эту семью. На этот раз Дима был дома. Высокий, стройный, опрятно одетый, с сильной фигурой и рабочими руками, молодой парень никак не подпадает под определение «трудный подросток». Подумалось, что здесь дело в родителях. Почти взрослому парню просто хочется вырваться из этой безнадеги. Но станет ли он учиться дальше — неизвестно.
— Проводим рейды по неблагополучным семьям, мастера с ними встречаются, милиция навещает, но родители зачастую очень плохо идут на контакт, — прокомментировала директор училища Раиса Столбова. — Поэтому мы больше работаем с детьми, чем с родителями. Дети у нас сознательнее родителей.
Главное, чтобы не болтались на улице
График учебы у ребят построен таким образом, чтобы пять дней в неделю они были заняты, не болтались без дела на улице. Два дня — занятия в вечерней школе, еще два — общеобразовательные и специальные предметы в училище, а один — производственное обучение в мастерских. В июне они проходят производственную практику на заводе «Шиферник». Спасибо генеральному директору предприятия Гиде Сагову, который идет навстречу трудным подросткам, целенаправленно работает с этой категорией несовершеннолетних и даже выдает им зарплату за месяц практики.
Вообще одна из главных целей училища — поднять престиж рабочих профессий. На это направлена и воспитательная работа, и проводимые в ПУ-36 конкурсы, праздники, концерты. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и социальный педагог первостепенное внимание обращают на трудных подростков. И к концу учебы ребята становятся по-настоящему взрослыми и ответственными людьми, которые гордятся своей профессией. А главное, у них появляется цель в жизни.
Еще одно важное направление — привлечь подростков к учебе через труд. Ведь они не захотели или по каким-то причинам не стали учиться в обычной школе, как другие дети. Теперь приходится наверстывать упущенное в вечерней школе. Заместитель директора училища по общеобразовательным дисциплинам Ирина Листровая и социальный педагог вечерней школы Татьяна Лебедянская координируют работу двух учебных заведений. Ведь только из 12-й группы ПУ-36 в вечерке обучается 18 человек.
— У нас индивидуальный подход к каждому ученику, — говорит Татьяна Лебедянская. — Наша гордость — выпускники, которые поступают в вузы, в том числе очень престижные. Но вообще мы ориентируемся на средний по способностям, здоровью и другим параметрам контингент, который определяется на рабочие специальности.
Воспитательная работа ведется в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. За состоящими на учете — особый контроль. Каждый вторник они обязаны отмечаться в инспекции по делам несовершеннолетних. За ПУ-36 закреплен инспектор по делам несовершеннолетних лейтенант милиции Азраил Хашагульгов. Для инспектора в училище выделен специальный кабинет.
— На мой взгляд, нет более эффективных мер, чем система воспитания трудных подростков через профтехобразование, — считает А. Хашагульгов. — Работать с родителями? Вряд ли. Если бы родители в принципе заботились о своих детях, то они бы не стали трудными. А отправить подростка в колонию — это крайняя мера. В колонии такой контингент, что вряд ли пойдет на пользу. Поэтому больше смысла в том, что мы вместе с педагогами пытаемся перевоспитать таких подростков.
Отстоять пацана
Недавно было заведено уголовное дело на учащегося 12-й группы Валерия У., и в ожидании суда подросток решил не посещать занятия в училище. Вместе с мастером Светланой Петровной в один из вечеров мы отправились на его поиски. Двухэтажное общежитие барачного типа оказалось в таком захолустье, о котором мало кто из новороссийцев слыхивал. Одно название улицы — 13-е Ущелье — уже передает всю заурядность и неприглядность этой окраины. Можно только посочувствовать ребенку, выросшему здесь.
Неприятности в жизни Валеры начались несколько лет назад. Сначала он перестал ходить в школу, хотя учителя отмечали способности мальчика, его склонность к точным наукам и тягу к технике. Мать одна воспитывала сына, но не могла за ним уследить, целыми днями проводя на работе. И его поглотила улица. Однажды мальчишка без спроса взял покататься чужой велосипед. Так и попал в поле зрения милиции, был поставлен на учет. С тех пор ему не раз пытались приписать чужие кражи. То цветного металла, то кухонной утвари. А последний раз он действительно был виноват. Взял чужой мобильный телефон. Правда, потом вернул. Но заявление в милицию уже поступило.
И в училище, и в вечерней школе о Валере хорошие отзывы. Мастера производственного обучения вообще считают, что из него может получиться первоклассный слесарь, потому что у парня лежит душа к этому делу и руки растут откуда надо. Вот только занять эти руки надо трудом. Потому намерены отстоять пацана. Все же не место ему в колонии.
— Если не на сто процентов, то на 95 мы наверняка уберегаем таких детей от колоний, от спецшкол, — заключает директор ПУ-36 Раиса Столбова.
Сейчас первый курс слесарей-ремонтников ведет заслуженный мастер Кубани Анатолий Гриценгер. Два года назад на краевом конкурсе он со своими питомцами произвел фурор, исполнив вместе с ними под гитару песню про Афган. Говорят, заместитель руководителя департамента образования и науки Краснодарского края Денис Сомов до сих пор находится под впечатлением. А впечатлила спаянность коллектива, уважение мальчишек к своему мастеру, который обязательно сделает из них хороших людей рабочей профессии. Так что за нынешних первокурсников под его присмотром можно не беспокоиться. Впрочем, и второй курс с приходом нового мастера становится на праведный путь.
Автор: Евгений Рожанский Источник: Вольная Кубань |
04-10-2006 10:57 | интернетчик | прочтений: 2101 | коммент.: 0 | |
|
|
|
Реклама:
Google AdSense
|