главная форум чат фотогалерея ресурсы новости календарь игротека поиск почта


> Реклама:

 
> А. Полковников - лучший профессиональный инженер
user posted imageЛучший инженер страны живет и работает в Новороссийске. Это он придумал, как сделать, чтобы суточный расход топлива судовыми двигателями обходился на 250-400 долларов дешевле. Сотрудника Морской государственной академии им. Ф. Ушакова кандидата технических наук Анатолия Полковникова лучшим профессиональным инженером России назвал Российский Союз научных и инженерных общественных организаций. Произошло это в рамках V Всероссийского конкурса "Инженер года".

Традиция ежегодно чествовать лучших представителей научно-технической интеллигенции одобрена Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Конкурс оказался и в центре внимания российских ученых с мировыми именами. Жюри конкурса возглавил президент Академии инженерных наук имени А. М. Прохорова, академик РАН Юрий Гуляев. И такие величины признали приоритет в инженерном деле нашего земляка, начальника кафедры "Судовых тепловых двигателей"!

Анатолий Полковников специализируется в области надежности и эффективности технической эксплуатации главных дизелей крупнотоннажных судов. Разработанные им информационные технологии позволяют в интерактивном режиме обеспечить механика информационной поддержкой при решении основных задач эксплуатации судна. Инженерученый имеет 55 публикаций, 1 патент на изобретение.

Лауреатов конкурса "Инженер года" определяют по нескольким номинациям - в транспорте, дорожном строительстве, металлургии, радиотехнике, химическом производстве, атомной энергетике и ряде других отраслей.

В категории "Водный транспорт" были названы три победителя: главный эксперт речного регистра из Москвы, главный ученый секретарь Дальневосточного государственного технического университета и наш новороссиец.
- Обоим моим коллегам уже далеко за 60 лет, и их отметили по совокупности работ за все годы, - рассказывает победитель. - А меня - за конкретное изобретение, которое признали самым значительным среди сделанного конкурсантами. Это "Способ работы судового малооборотного двигателя и устройство камеры сгорания для его осуществления", на который я в прошлом году получил патент.

- Достоинства главного судового двигателя так или иначе сводятся к эффективности его работы, к коэффициенту полезного действия.

- Как раз с коэффициентом полезного действия и связан мой путь в инженеры. Все началось еще в школе. Я учился в новороссийской 21-й. В седьмом классе у нас вместо традиционных уроков по трудовому обучению было автодело. Однажды у меня с отцом зашел разговор про двигатели, про машины. И вот отец, который работал врачом и по своей профессии был далек от двигателей, сказал мне тогда - хорошо было бы, если б тебе удалось повысить КПД двигателя хотя бы на один процент. Мне на столько запала в душу эта мысль отца, что я после школы поступил в Новочеркасский политехнический институт.
Там мне здорово повезло на педагогов, одним из которых был Александр Силыч Лышевский, заслуженный изобретатель, обладатель нескольких десятков авторских свидетельств на изобретения. Однако для меня детская идея о повышении КПД еще долгие годы оставалась мечтой. Поначалу просто не хватало знаний, чтобы сделать что-то свое.
Уже в Морской академии я долгие годы наращивал свой потенциал инженера. В конце концов пришел к совершенно новой конструкции камеры сгорания судового двигателя, а проведенные детальные расчеты показали, что это повысит индикаторный КПД ориентировочно до двух процентов.

- Цифра вас не испугала? Все-таки два процента - в промышленном масштабе огромная величина.

- Свои расчеты я проверял несколько раз, их оценивали эксперты. Величина, в то время как существенным считается увеличение КПД уже на десятые доли процента, получается действительно значимая. При современных ценах тяжелого (300 долларов за тонну) и легкого (550 долларов за тонну) топлива и его суточном расходе на главный двигатель 35 тонн сумма получается ощутимая.
Как автору идеи мне бы очень хотелось проверить ее на практике. Однако, увы, внедрить изобретение, признанное лучшим в стране, как раз в этой стране и негде. Брянский машиностроительный завод давно выпускает лишь двигатели по лицензии, к тому же близок к банкротству.

- Инженерная мечта так и останется мечтой?

- Сейчас я вступил в переписку с российским представительством фирмы "Бурмейстер и Вайн" (кстати, название фирмы произошло от фамилий двух инженеров-изобретателей - прим. авт.). С их стороны есть заинтересованность. Я даже получил приглашение выступить с докладом. Надеюсь встретиться с представителями компании - лидера мирового судового дизелестроения в Новороссийске, когда они приедут в "Новошип".

- Анатолий Карпович, в прежние времена инженер был величиной, затем его низвели до положения клерка, исполнителя. А что сейчас происходит с инженерными специальностями?

- Если говорить о той области, в которой я считаю себя специалистом, то отечественное дизелестроение находится на уровне 60-х годов, как будто никакого технического прогресса в стране и не было. Нет заказов - нет и производства.
Для инженерной профессиональной базы 90-е годы минувшего века оказались потерянным временем. Очень многие ушли с производства, и это сказалось на судьбе таких городских предприятий, как ВРЗ, НИПИОТстром, судоремонтный завод, "Красный двигатель".

На Западе сегодня инженерия оказалась на порядок выше того, что может продемонстрировать российское производство. Приведу один пример - появление малооборотных двигателей без распредвала, с электронным управлением каждого цилиндра двигателя в отдельности. На судах, оснащенных такими двигателями, уже работают наши выпускники.
Почему все суда "Новошип" заказывает в Южной Корее, Хорватии? Потому что там, при постоянном портфеле заказов, у инженерного состава обширная практика, благодаря чему на верфях этих стран за полгода строят танкер-стотысячник.

Но не все так безнадежно. Все-таки этот современный флот эксплуатируют наши компании, наши выпускники.
Российская экономика никак не может заработать эффективно, то есть конкурентно. Получается, что в стране деньги есть, стабилизационный фонд есть, а в развитие тяжелого машиностроения никто деньги не вкладывает. Мне кажется, что правительство даже боится вкладывать деньги в развитие. Второго Норильска-то сейчас не построишь!
Поэтому у нас в стране более известны ученые, работающие в фундаментальных областях, в ядерной физике, в космических программах - там, где прорыв осуществляется за счет мощного госфинансирования. А все остальные технические области выглядят удручающе. Самый наглядный пример - состояние отечественного автомобилестроения.

- Но у меня есть ощущение, что изменения все же понемногу происходят, - не теряет надежды Полковников. - Думаю, и Всероссийский конкурс на звание лучшего инженера - один из признаков, что ситуация меняется. В нынешнем году, кстати, исполняется 140 лет со дня открытия в Санкт-Петербурге Русского технического общества. Если вспомнить историю Новороссийска, то развитие нашего города в конце XIX - начале XX века во многом обязано российским и ряду зарубежных инженеров.

Для инженерного труда важно создание атмосферы, позволяющей творить. На мой взгляд, сейчас у нас в коллективе Морской академии усилиями таких действующих специалистов, как доктора наук Виктор Демьянов, Сергей Кондратьев, Борис Башуров, Анатолий Бачище и других творческая атмосфера создана.

Автор: Евгений Лапин
Источник: газета «Новороссийский Рабочий»
  28-09-2006 14:28 | интернетчик | прочтений: 2875 | коммент.: 1 Печатать Послать по email


 
> Реклама:

> Google AdSense