Навигация сайта
Реклама:
|
|
Портовый долгострой |
До сих пор в Краснодарском крае работал только один порт, позволяющий загружать корабли и отправлять их в дальнее плавание - ОАО «Новороссийский морской порт». Строительство терминала на Таманском полуострове позволило бы создать ему достойную альтернативу.
Один из самых амбициозных проектов Краснодарского края — строительство порта «Тамань» — может превратиться в долгострой. Инвесторы, бурно взявшиеся за освоение средств, наткнулись на экологов и надзорные органы. Они не могут получить нужных разрешений и замораживают строительство. Власти края планируют заменить «застрявший» проект новым, который хотят продемонстрировать на ближайшем инвестиционном форуме. Вполне возможно, что за освоение Тамани возьмется ростовский зернотрейдер. Для реализации проекта властями Краснодарского края был сформирован целый пул инвесторов. В него вошли ЗАО «Тольяттиазот», ООО «Газэкспорт» (структура Газпрома), «СоюзресурсКубань» (проект нефтеналивного комплекса мощностью до 6 миллионов тонн в год), «Таманьнефтегаз» и другие. Каждый из них взялся за строительство своей части терминальных мощностей. Но основную ставку кубанская администрация делала на компанию «Тольяттиазот», которая, собственно, и была главным лоббистом проекта.
Тольяттинский холдинг планировал построить на Черном море собственный перевалочный терминал, чтобы гнать на экспорт удобрения и химикаты.
Уже в этом году «Тольяттиазот» планировал вывести перевалочный комплекс на мощность 2 миллиона тонн аммиака в год. К 2008 году объемы перевалки предполагалось увеличить до 6 миллионов тонн, а затем выйти на все 10 — проектную мощность комплекса.
Администрация края давала инвестору зеленый свет и всячески способствовала строительству. Чего стоит один только факт, что «Тольяттиазот» начал активно осваивать полуостров, даже не имея на руках генерального плана развития территории. План был окончательно утвержден только летом этого года.
За работу взялись и другие инвесторы. ЗАО «Таманьнефтегаз» строит в Тамани нефтеперевалочный комплекс. Его первая очередь включает терминалы по перегрузке мазута и сжиженного углеводородного газа. Как пояснили в компании, после запуска первой очереди комплекс будет переваливать 1 миллион тонн сжиженного газа и 3 миллиона тонн мазута в год. На следующих этапах «Таманьнефтегаз» построит терминал (для приема и хранения) и причалы для перевалки на экспорт нефти (5 миллионов тонн в год) и дизельного топлива (1,5 миллиона тонн в год). В общей сложности, после ввода в эксплуатацию всех очередей терминал будет переваливать 10,5 миллиона нефтепродуктов ежегодно.
По данным департамента транспорта администрации Краснодарского края, «Таманьнефтегаз» вложил в строительство более $200 миллионов, а общий объем инвестиций превысит $300 миллионов.
Однако деятельность главного инвестора и самого активного строителя «Тольяттиазот» вскоре стала вызывать недовольство жителей полуострова, а затем Роспотребнадзора, Росприроднадзора и прочих экологических служб. В результате в 2004 году надзорные органы и вовсе запретили строительство. Правда, президент компании «Тольяттиазот» Владимир Махлай, надеясь на преданность краевых чиновников, вел застройку сам. Продолжалось это недолго.
После очередной проверки, которую экологические организации проводили уже совместно с краевыми властями, выяснилось, что склад метанола строился в опасной близости от перевалочного комплекса для зерна, а строительство гидротехнических сооружений велось без обследования акватории на наличие взрывоопасных предметов. Кроме того, «Тольяттиазот» продолжал работы без сейсмических экспертиз и не оформил на себя занимаемую землю.
В итоге проверок «Тольяттиазот» получил предписание демонтировать часть построенного компанией железнодорожного пути к строящемуся терминалу ввиду того, что эта ветка сделала невозможным строительство объектов других инвесторов.
Былая активность «химиков» постепенно сошла на «нет». Президента компании Владимира Махлая даже было объявили в международный розыск, а в отношении отдельных представителей холдинга завели уголовные дела.
В пресс-службе «Тольяттиазота» сообщили, что «комплекс по перевалке аммиака практически построен». Единственное, что мешает его запустить в ближайшее время, — это приостановка строительных работ. По этому вопросу с администрацией ведутся переговоры.
Однако кредиторы тольяттинцев — одна из швейцарских компаний — настроены не столь оптимистично. Они требуют вернуть кредиты и хотят продать недостроенные активы. Правда, кто купит замороженные экологами объекты — большой вопрос. Компания еще не получила разрешения на продолжение строительства. От других комментариев источник отказался.
После тольяттинцев надеждой местной администрации стала «Таманьнефтегаз». Однако и тут возникли проблемы.
По плану, первая очередь нефтеперевалочного терминала должна была быть запущена уже в этом году, однако загрузку первого танкера отложили на сентябрь следующего года. Проекты строительства второй и третьей очередей разработаны, но сроки реализации не определены. Как прокомментировали «ЮР» в краснодарском департаменте транспорта, еще не факт, что порт «Тамань» отправит свой первый танкер даже в конце следующего года. По мнению чиновников, все упирается в получение разрешительной документации.
Не лучше обстоят дела и на стройках других инвесторов. Даже те, кто успел что-то построить, — все время отодвигают сроки ввода в эксплуатацию своих перевалочных мощностей. А ООО «Газэкспорт» (структура Газпрома) и ООО «СоюзресурсКубань» — пока только приступили к проектированию своих терминалов.
Для властей Кубани подобные остановки оказались весьма серьезным прецедентом. Как эмоционально высказался губернатор края Александр Ткачев: «Это первый в России случай, когда власть останавливает многомиллиардный проект».
P.S.
Решительными действиями стала разработка нового проекта в феврале этого года — ОАО «Морской торговый порт Кубань», который будет перевозить широкий спектр грузов.
Именно его, как один из наиболее перспективных, краевые власти хотят представить на конкурс по финансированию из инвестиционного фонда МЭРТ РФ, отборочный этап которого пройдет 30 сентября на экономическом форуме «Кубань-2006» в Сочи.
Общий объем инвестиций в проект оценивается в 25,8 миллиарда рублей. Проектная мощность порта составляет 34 миллиона тонн сухих грузов. Строительство будет вестись в три очереди. Первую очередь планируется запустить в эксплуатацию через 4 года после начала реализации проекта. Генеральный директор компании Леонид Юхт отметил, что сейчас они активно ищут инвесторов для участия в финансировании. По данным краевой администрации, крупный ростовский холдинг «Астон» уже выразил желание перевести свои грузы, которые сейчас идут через Крым, в порт «Тамань».
Правда, сам «Астон» пока не выходил с публичными заявлениями на эту тему. Но, по словам Юхта, «один инвестор на 15 миллионов тонн проектной мощности уже определен». Возможно, это и есть «Астон».
То, что у нового инвестора дела на Таманском полуострове пойдут гладко, — пока не факт. Так что у проекта века — морского порта «Тамань» — есть все шансы стать долгостроем века.
Источник: Южный репортер |
11-09-2006 17:02 | редактор | прочтений: 1870 | коммент.: 0 | |
|
|
|
Реклама:
Google AdSense
|