Навигация сайта
Реклама:
|
|
Пожар на борту |
В конце января этого года благодаря грамотному оперативному руководству ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» непосредственно на месте возгорания, их мужеству и мужеству новороссийских моряков портофлота, аварийной партии ФГУП АСПТР был спасен экипаж терпящего бедствие сирийского сухогруза и предотвращена экологическая катастрофа в Цемесской бухте.
[новость по теме]
Вода
Уже не первый день продолжался шторм. Ранним утром 26 января при шквальном норд-осте порывами до 30 метров в секунду и с морозом до 20 градусов ниже нуля бухта казалась мертвой. Море, все лето копившее тепло, отдавало его небу. Туман испарения покрыл Цемесскую бухту толстым пуховым одеялом, в непроглядной пелене которого затерялись стоявшие на рейде корабли.
В тревожном ожидании прошла вахта моряков малого спасательного судна «Марс», как всегда, дежурившего в нефтегавани. Но, к счастью, за прошедшие сутки никаких проблем не возникло, и экипаж после утомительной штормовой ночи готовился к смене. За несколько минут до схода на берег моряки не могли знать, что попасть домой им предстоит еще не скоро. Новый экипаж уже заступил, когда из портнадзора по рации сообщили о горящем на рейде сирийском судне «Файсал». С двумя экипажами на борту «Марс» вышел к месту происшествия.
Море кипело. Пожарное судно подбрасывали высоченные волны, окатывая палубу и борта, которые тут же обрастали льдом. Шли в полном тумане, по показаниям приборов и по наитию. Лишь иногда ветер срывал клочья парившего моря, на мгновение расчищая видимость. И вдруг из млечной пелены показалось терпящее бедствие судно. К небу свечой вздымалось охватившее всю надстройку пламя. Полураздетые и разутые (некоторые даже босиком), сирийские моряки сгрудились на баке, махали руками и что-то кричали вынырнувшим из тумана спасателям. По всему было видно, что среди сирийцев царит полная паника. Пока «Марс» швартовался к борту сухогруза, некоторые из них готовы были прыгать, и лишь с трудом удалось отговорить их от этого смертельного риска — падение в ледяные волны закончилось бы, скорее всего, смертельным исходом. Несмотря на жуткую качку, наши моряки завели леера, по ним и перетащили всех 12 членов экипажа «Файсала» на свой борт.
Обрубили концы и собирались отходить от горящего сухогруза, когда на борт пожарного судна прибыли заместитель начальника администрации порта Новороссийск по морской безопасности Лев Тарасов и начальник отдела пожарной безопасности АМП Сергей Сливин. Им двоим не раз доводилось руководить спасательными операциями в Цемесской бухте. Особенно памятен был случай с болгарским танкером «Хан Аспарух», на котором 27 октября 2001 года произошел взрыв. Ситуация тогда была тоже не из легких, так как на борту судна находилось 80 тысяч тонн сырой нефти, но вместе с моряками портофлота они сумели с честью справиться со всеми трудностями. Так что практика имелась.
Но на этот раз ситуация усложнялась тем, что сирийский экипаж не только поздно обнаружил возгорание на судне, но и поздно попросил о помощи. В результате пламя охватило буквально всю надстройку. К тому же на старом судне, 1966 года постройки, было достаточно горючих материалов в отделке, а конструктивные воздушные прослойки способствовали распространению огня, в том числе по кабельным трассам и воздуховодам.
По временным параметрам огонь на судне возник около 7 часов утра и до сигнала SOS распространялся примерно 40 минут. При этом наверняка сработала сигнализация, была объявлена тревога по судну. И экипаж боролся за его жизнь, но при ураганном ветре, раздувавшем пожар, у сирийцев практически не было шансов самостоятельно локализовать и ликвидировать пожар. Одним словом, беда застала их врасплох, и часть экипажа не успела даже толком одеться.
Однако было понятно, что пожар необходимо тушить, потому что в танках «Файсала» полно горючего, возможен взрыв и, как минимум, экологическая катастрофа.
Как сообщил принявший на себя руководство операцией Лев Тарасов, преодолевать пришлось сразу два риска. С одной стороны, тушение горящего судна грозило его затоплением. Но и не тушить было нельзя — могли взорваться топливные танки, даже несмотря на то, что имели противопожарные зоны и специальную защиту. А если бы возникла угроза взрыва, время на принятие решения и на отход от терпящего бедствие судна было. Прозвучавшая команда вновь швартоваться к сухогрузу экипаж «Марса» воспринял как должное.
К тому времени на место происшествия прибыло еще несколько буксиров портофлота. Сирийских моряков переправили на буксир «Старательный» для доставки на берег. Лев Тарасов попросил, чтобы на «Марсе» оставили капитана и боцмана сухогруза, потому что, не зная конструктивных особенностей судна, принимать решения по его тушению очень трудно, нужны консультации. Но выяснилось, что боцман босиком и что у него распухло колено, пришлось отправить на берег и его.
Вместе с сирийцами был эвакуирован и третий номер пожарного расчета «Марса» Юрий Левченко, тяжело травмированный во время спасательной операции. После швартовки на сухогруз подали магистральные и рабочие рукавные линии. Но воду было решено сразу не подавать из-за низкой эффективности этой меры, к тому же пришлось бы удерживать в шлангах постоянный напор, чтобы вода при том морозе не заледенела. Юрий Левченко заметил, как один из рукавов дал слабину и на изгибе окунулся в морскую волну, начиная покрываться ледяными наростами. Вдвоем со старшим пожарным матросом Сергеем Константиновым они стали вытягивать рукав из воды. Ходуном ходила палуба под ногами, волны обливали моряков с головы до пят, превращая спецовки в ледяные панцири. Но они, напрягая последние силы, тянули рукавную линию из воды, чтобы спасти снаряжение. Однако штормовая болтанка сделала свое дело: прорезиненный обледеневший рукав оборвался и со всей тяжестью хлестанул пожарного матроса по бедру. После происшествия Юрий Левченко был доставлен в больницу. Туда же были направлены и двое сирийцев, получивших обморожение ног.
Огонь
В тушении приняли участие несколько буксиров. С правого борта к горящему сухогрузу подошли «Торопливый» и «Толковый», с левого — «Тигрис» и «Марс». На первом этапе при огромной площади и мощности пожара не было смысла подавать ручные стволы для его тушения, поскольку из-за высокой температуры на борту и обледенения пожарные расчеты просто не добрались бы до очага, можно было потерять людей. Поэтому Лев Тарасов дал команду атаковать огонь из стволов лафетных. Разом на четырех спасательных судах были включены установленные на палубах водяные пушки. Мощными потоками с расходом воды 70—100 литров в секунду они в течение получаса охлаждали борта горящего сухогруза и ликвидировали пламенное горение.
Затем пожарные расчеты провели разведку, в ходе которой определили места нахождения отдельных очагов внутри судовых помещений. Выяснилось также, что к очагам огня приблизиться не удастся, поскольку они перекрыты конструкциями надстройки, а в помещениях сохранялась высокая температура и задымление. Подтвердились и самые серьезные опасения, что огонь уже проник в машинное отделение. В сложившейся обстановке не было более оптимального решения, чем проведение щадящей пенной атаки. Через световые люки в машинное отделение подали два ствола для пенной атаки. Одновременно пожарные расчеты, перебравшись на сирийское судно, начали тушить огонь из ручных стволов.
В течение трех часов пеной наполняли машинное отделение с тем, чтобы не дать огню добраться до топливных танков. За это время было подано 600 кубометров только эмульсии из пенообразователя. Этого оказалось достаточно, чтобы добиться желаемого результата. Конечно, можно было провести и более массированную пенную атаку. Но при ураганном ветре и обледенении, при ограниченности боевого расчета (в строю оставалось всего 7 пожарных из экипажа «Марса»), при начинавшемся боковом крене судна водоизмещением всего в 3 тысячи тонн, на треть груженном металлом, иного выхода не было. К тому же спасатели не знали, в каком состоянии находятся аварийные выходы в машинном отделении. Сирийский капитан заверил, что они, как и положено, задраены, но все-таки оказались открыты, и пена из машинного отделения вытекала в соседние помещения под главной палубой. Впрочем, это в какой-то степени дало и положительный эффект.
Боевым расчетам «Марса» приходилось нелегко. Всемером они тушили огонь ручными стволами, поддерживали необходимый напор, да еще и успевали скалывать со спецодежды друг друга корку льда. Люди измотались и буквально валились с ног от неимоверной усталости. Через начальника администрации морского порта Новороссийск капитана порта Владимира Ерыгина, который координировал действия спасателей и береговых служб, была запрошена подмога. Вскоре прибыли свежие силы — пожарное звено из трех человек, которому была поставлена задача по ликвидации очагов пожара внутри помещений, расположенных под главной палубой. Оттуда повалил пар, что свидетельствовало о предотвращении угрозы распространения огня в машинном отделении. Чтобы не допустить чрезмерного нагревания корпуса, периодически включались лафетные стволы с буксиров, прекращались действия звеньев боевых расчетов.
Ситуация постепенно нормализовалась. Однако вызывал тревогу растущий с каждым часом крен судна. При тушении пожара на берегу, скажем в доме, заливать охваченное огнем пространство водой можно сколько угодно — только спасибо земля-матушка скажет. А на море все наоборот, есть четкие ограничения. И когда специалисты АСПТР (службы аварийно-спасательных производственно-технических работ) посчитали, сколько еще примерно спасатели могут работать по тушению водой и пеной, в этот момент (примерно в 18 часов вечера) из фальштрубы сухогруза повалил черный дым. Это означало, что горят нефтепродукты в верхней части машинного отделения. Возникла реальная угроза взрыва. Боевым расчетам была дана команда покинуть борт горящего судна. С новой интенсивностью была продолжена пенная атака машинного отделения, и вновь началось охлаждение бортов судна из лафетных стволов.
Вскоре черный дым рассеялся, смертельная опасность миновала. Тут же возобновилась работа боевых расчетов, которые продолжили тушение. После снижения температуры в помещениях пожарные проникли внутрь судна, где ликвидировали отдельные очаги возгораний. Одновременно служба АСПТР подготовила осушительные насосы, чтобы откачать из трюмов воду и ликвидировать тем самым угрозу опрокидывания судна. И лишь в 4 часа 18 минут утра, спустя почти сутки после начала пожара, с борта сухогруза вернулся последний боевой расчет и доложил, что последний очаг ликвидирован.
Теперь предстояла буксировка «Файсала» к берегу. Однако поднятие якорей судна стало задачей не из легких. Чтобы завести якорные аппараты, предстояло подключить к ним посторонний источник питания. А потом еще пришлось распутывать две якорные цепи, которые переплелись между собой во время шторма. Но экипаж спасательного судна «Навигатор» справился.
Все буксиры и спасатели выстроились в караван и повели сухогруз к причалу морского вокзала Новороссийска. Шли «Навигатор» и «Капитан Фофанов», «Тигрис». Рядом для обеспечения противопожарной защиты до самого причала шел и «Марс». Курсировал и рейдовый катер экологического контроля морской администрации «Докер Тальянов». Моряки возвращались на берег. Многие из них лишь поздним вечером вернутся домой.
Следствие по факту происшествия близится к завершению. Из заключения специалистов администрации морского порта о причинах пожара следует, что очаг возгорания находился в каюте капитана. Отопление на сирийском сухогрузе было явно недостаточным, и в морозные январские дни теплолюбивый капитан мог позволить себе включить дополнительные электронагревательные приборы. Перегрузка сети привела, скорее всего, к тепловым проявлениям электрического тока, возможно и к короткому замыканию, что и могло стать причиной возникновения пожара. Впрочем, это пока лишь одна из версий, хотя и наиболее вероятная.
И медные трубы
Пожар на сухогрузе «Файсал» был высокой сложности. Но администрация порта, ОАО «Флот НМТП» в очередной раз справились с огнем, а главное — спасли жизни 12 сирийцев. Люди в неимоверно сложных условиях проявили личный героизм. В первую очередь это касается всех, кто находился на борту горящего судна.
Перебираясь на борт горящего судна, они шли над леденящей пропастью моря с риском навсегда уйти в его волны. Шли в огонь, заранее зная, что может быть взрыв. Когда вокруг бушует ветер и ревет море, когда под ногами качается палуба, норовя сбросить тебя в обледеневшей спецовке за борт, а впереди стена огня, надо иметь большое мужество, чтобы не струсить, не отступить.
И они выстояли в схватке со всеми стихиями. Пожарный помощник капитана Николай Тарасов, старшие пожарные матросы Сергей Тозик, Сергей Константинов и Игорь Кудрин, пожарные Владимир Трусов, Дмитрий Писаренко, Виктор Ровенский, Анатолий Зуев. Их имена прозвучали на пресс-конференции для местных и центральных СМИ, которую провели руководители портофлота. Не было забыто и имя Юрия Левченко, получившего тяжелую травму. Не забыты имена капитана порта Владимира Владимировича Ерыгина, Льва Николаевича Тарасова, Сергея Викторовича Сливина и других сотрудников администрации морского порта, взявших на себя столь высокую ответственность за ликвидацию пожара и спасение людей.
Мужество, смелость и высокий опыт слаженной работы моряков заслуживают высокого уважения и признания. Сегодня, как и всегда, они дежурят на боевом посту, чтобы Новороссийский порт продолжал оставаться портом с высокой степенью безопасности.
Автор: Евгений Рожанский Источник: «Вольная Кубань» Фото прислано посетителями: Плаксенко Игорь, bumper
обсуждение » |
24-03-2006 14:46 | интернетчик | прочтений: 5348 | коммент.: 0 | |
|
|
|
Реклама:
Google AdSense
|